Судебная лингвистическая экспертиза: проблема корреляции
формулировок законодательных норм с соответствующими им

лингвистическими терминами и понятиями

Целью данной статьи является изучение и анализ лингвистической
составляющей составов преступлений, осуществляемых посредством
продуктов речевой деятельности, представляющих угрозу лингво-
коммуникативной безопасности личности на примере антитеррористических
статей УК РФ.
Под лингво-коммуникативной безопасностью личности в рамках нашего
исследования мы понимаем обеспечение защиты личности /граждан/общества в
целом от речевой агрессии на уровне законодательства.
Обеспечение лингво-коммуникативной безопасности личности
предполагает противодействие угрозам распространения и пагубного
воздействия негативной информации на адресата(тов); защиту личности от
речевой агрессии (высказывания, содержащие: лингвистические признаки
угрозы, негативную информацию, направленную на понижение личностного,
социального статуса физического или юридического лица (лиц), в т.ч.,
распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство
другого лица или подрывающих его репутацию. Особое место в данном
контексте занимает противодействие попыткам манипулятивного воздействия с
целью формирование у адресата определенных взглядов и идей (например,
положительного, сочувствующего отношения к террористам и
террористической деятельности), продвижения этих взглядов и идей в
обществе, а также побуждения адресата к вступлению в преступные
сообщества и осуществлению противоправных действий.
При расследовании преступлений, осуществляемых посредством
продуктов речевой деятельности, для установления наличия или отсутствия в
спорном объекте признаков, попадающих под диспозицию той или иной статьи

2

закона, правоприменители обращаются к лингвистам-экспертам, обладающим
специальными знаниями, для принятия ими объективных решений [1].
Судебная лингвистическая экспертиза текстов, вовлеченных в сферу
антиэкстремистского и антитеррористического законодательства, стала
важнейшим инструментом выявления, расследования и доказывания по делам
об экстремизме.
Учитывая, что многие преступления экстремистского характера имеют
коммуникативную природу, объектами судебных лингвистических экспертиз и
исследований по делам об экстремизме (равно как и терроризме) являются
продукты речевой деятельности (коммуникации), а именно, устные и
письменные тексты, видеозаписи, изображения, а также креолизованные 1
тексты.
В настоящее время, в связи с возрастающими угрозами лингво-
коммуникативной безопасности граждан, наметилась тенденция к динамичным
изменениям законодательства в сфере преступлений экстремистской
направленности, в частности, его ужесточения. Появляются новые составы
вербальных правонарушений экстремистского характера, что требует
постановки и, соответственно, решения новых экспертных задач. Для их
успешного решения необходима актуализация экспертно-методического
обеспечения противодействия экстремизму, а также информационного
обеспечения правоохранительной и правозащитной деятельности относительно
возможностей судебной лингвистической экспертизы по указанной категории
дел.
Особое внимание при этом необходимо уделить терминологическому
аппарату лингвистической экспертизы, используемому в заключениях
лингвистов-экспертов, т.к. в данной ситуации возникает проблема адекватной

1 Креолизованные тексты – тексты, смысл которых создается совокупностью различных знаковых систем,
например, с помощью слова и изображения, слова и музыки <…>. Креолизованные тексты как объект
сравнительно недавно и осторожно входят в сферу лингвистической экспертизы, при этом вовлекается в нее,
как правило, один из видов таких текстов, а именно, тексты, состоящие из совокупности изображения в
качестве невербального компонента и вербального компонента (Матвеева, 2016: 84-85).

3

корреляции формулировок, применяемых в текстах законодательных норм с
соответствующими им лингвистическими терминами и понятиями.
Подобные проблемные ситуации проявляются в трех аспектах.
Во-первых, важным является этап составления вопросов лингвисту-
эксперту.
Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы:
– не провоцировать эксперта-лингвиста на выход за пределы его/ее
профессиональной компетенции;
– эксперт-лингвист мог дать четкий недвусмысленный ответ;
– правоприменитель имел возможность интерпретировать выводы по
итогам лингвистического исследования и в дальнейшем использовать их при
квалификации состава преступления;
– лингвистические понятия четко соотносились с понятиями
законодательства.
Во-вторых, в процессе производства судебной лингвистической
экспертизы специалист, эксперт-лингвист устанавливает наличие/отсутствие
признаков, которые должны соотноситься с антиэкстремистским
законодательством. Использование лингвистических терминов и понятий,
адекватно отражающих соответствующие нормы закона, во многом определяют
как ход, так и итоги лингвистического исследования, а также влияют на
возможность для эксперта-лингвиста сделать объективные и достаточные для
дальнейшей работы правоприменителей выводы.
В-третьих, данные проблемы значительно снижают возможность
быстрого реагирования научно-методического аппарата на динамично
меняющееся антиэкстремистское законодательство и замедляют процесс
разработки научно-методического обеспечения лингвистической экспертизы по
данной категории дел.
Кроме того, соблюдение основных принципов судебно-экспертной
деятельности, в частности, принципа наличия у эксперта определенной и
ограниченной процессуальной компетенции, принципов объективности и

4

достоверности исследования, принципа верифицируемости выводов эксперта,
экспертных заключений в целом, а также валидности применяемых методик,
возможны исключительно при условии, что судебная лингвистическая
экспертиза четко проецируется на соответствующие нормы закона и имеет
необходимые корреляции с терминами и понятиями законодательства.
Особый акцент хотелось бы сделать на недавних изменениях в
антитеррористическом законодательстве. Федеральным законом от 31.12.2017
г. N 501-ФЗ внесены поправки в текст статьи 205 2 . Федеральным законом от
29.12.2017 N 445-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации в целях совершенствования мер противодействия» внесены
поправки в тексты статей 205.1, 205.2 3 , 361 4 , а также в наименование статьи
205.2 5 .
Таким образом, вышеупомянутый закон вводит в том числе новое
понятие в Уголовный Кодекс РФ – «пропаганда терроризма», под которой
понимается «деятельность по распространению материалов и (или)
информации, направленных на формирование в сознании лица идеологии
терроризма, убежденности в ее привлекательности, а равно искаженного
представления о допустимости осуществления террористической
деятельности» 6 .
При этом для правильной экспертной квалификации данного
законодательного понятия необходимо соотнести его с научными

2 «1) в абзаце первом части первой статьи 205 слова «в тех же целях» заменить словами «в целях воздействия на
принятие решений органами власти или международными организациями» (Федеральный Закон от 31.12.2017
г. N 501-ФЗ).
3 «б) абзац первый части первой изложить в следующей редакции: «1. Публичные призывы к осуществлению
террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма –»;
4 «3) часть вторую статьи 361 изложить в следующей редакции: 2. Финансирование деяний, предусмотренных
частью первой настоящей статьи, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в их совершение либо
вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных деяний <…>»;
5 «2) в статье 205.2: а) наименование изложить в следующей редакции: «Статья 205.2. Публичные призывы к
осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда
терроризма»;
6 в) примечания дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. В настоящей статье под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению
материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма,
убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической
деятельности.» (Федеральный закон от 29.12.2017 N 445-ФЗ)

5

(лингвистическими) критериями и выработать способы решения экспертных
задач, которые будут поставлены относительно данного термина.
Прежде всего, необходимо установить значение данного понятия с точки
зрения лингвистики для дальнейшего соотнесения его с диспозицией статьи
205.2. УК РФ. Это будет способствовать также правильному формулированию
вопросов к лингвисту-эксперту, и соответственно, правильной формулировке
выводов по результатам лингвистического исследования.
Согласно словарным толкованиям, пропаганду 7 можно определить как
распространение в обществе и углубленное разъяснение каких-либо воззрений,
идей, знаний, учения, в т.ч. политическое или идеологическое воздействие на
широкие массы с целью формирования определенных взглядов и убеждения их
в необходимости чего-л. В буквальном переводе с латинского propaganda (от
лат. propagare ‘распространять’) пропаганда означает распространение
политических, философских, научных, художественных и других идей в
обществе. К примеру, политическая или идеологическая пропаганда
осуществляется с целью формирования у широких масс населения
определенных взглядов. Таким образом, под пропагандой понимается (речевая)
деятельность, имеющая целью манипулятивное воздействие на сознание
индивидов, отдельных социальных групп или на общество в целом для
достижения определенной, заранее намеченной цели.
Разъяснение содержания термина «пропаганда» применительно к
разжиганию национальной розни дано в Постановлении Пленума Верховного
7 Пропаганда – распространение и углубленное разъяснение каких-л. идей, учений, взглядов, знаний; идейное
воздействие на широкие массы. (Словарь иностранных слов. – 18е изд., стер. – М.: Рус. Яз., 1989. – 624 с. С.413.)
П. – Распространение каких-нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. ||
Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н.
Ушаков. 1935-1940).
П. – Распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более
узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс
населения определенных взглядов (Большой Энциклопедический словарь. 2000.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/245338).
П. – Распространение в обществе каких-л. идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального
их разъяснения (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003г.)
П. – 1. Распространение и углубленное разъяснение каких-л. идей, учения, знаний среди широких масс
населения или круга специалистов. 2. Политическое или идеологическое воздействие на широкие массы;
органы и средства такого воздействия (Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред.
С.А.Кузнецов. – Спб.: «Норинт», 2000. – 1536 с. – С. 1018.

6

Суда СССР № 17 «О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями,
совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия» от
23.12.1988 г. Пропаганда — это «распространение злонамеренных слухов и
измышлений, подрывающих доверие и уважение к другой национальности,
вызывающих чувство неприязни к ней. Действия, совершенные с этой целью,
могут выражаться в публичных выступлениях и призывах, в том числе в печати
и иных средствах массовой информации, в изготовлении, распространении
листовок, плакатов, лозунгов и т. п., а также в организации собраний, митингов,
демонстраций и активном в них участии в вышеуказанных целях».
Обобщая практику экспертной деятельности, в том числе
осуществляемую авторами данной статьи, резюмируем, что в контексте
антиэкстремистского законодательства под пропагандой понимается
формирование и распространение среди широкого круга лиц идеологии
экстремизма, положительного отношения к действиям, список которых
представлен в Федеральном Законе РФ «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, а также определенных взглядов на
идеологию и практику таких действий как правильных, оправданных,
справедливых, целесообразных; идей о допустимости, оправданности,
желательности и (или) необходимости таких действий.
В контексте статьи УК РФ 205.2 «Публичные призывы к осуществлению
террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или
пропаганда терроризма», с учетом данных в статье пояснений, вербальная
составляющая пропаганды терроризма должна быть представлена:

  1. Высказываниями, содержащими положительную оценочную
    характеристику идеологии терроризма, а также лиц, занимающихся
    террористической деятельностью.
  2. Высказываниями, содержащими семантику одобрения деятельности,
    квалифицирующейся как террористической 8 ; ожидания таких действий от

8 «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели
человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в
целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на

7
конкретного лица/группы лиц/сообщества и т.д.

  1. Побудительными речевыми актами:
  • в форме призыва (выраженные в любой форме (устной, письменной, с
    использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных
    сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам
    с целью побудить их к осуществлению террористической деятельности. При
    этом обращение к другим лицам с целью побудить их к осуществлению
    террористической деятельности включает в себя не только непосредственно
    императивы, но и обоснование необходимости совершения противоправных
    действий, т.е. по сути любую риторику убеждающего характера);
  • с семантикой убеждения, приказания, просьбы, мольбы, совета,
    инструкции, требования, предписания, команды, рекомендации, пожелания,
    упрашивания/уговоров, приглашения, воззвания, поучения, предостережения,
    угроз и др.
    Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии
    терроризму» определяет террористическую деятельность как деятельность,
    включающую в себя:
    «а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и
    реализацию террористического акта;
    б) подстрекательство к террористическому акту;
    в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного
    сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации
    террористического акта, а равно участие в такой структуре;
    г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
    д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке
    или реализации террористического акта;
    е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или
    информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности

принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие
решений органами власти или международными организациями» (ст. 205 УК РФ)

8

либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления
такой деятельности».
Основные вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение
лингвисту-эксперту по данной категории дел, представлены следующими
формулировками:
«Содержится ли в спорном тексте (название материалов) положительная
оценка идеологии и практики враждебных действий насильственного характера
(взрывов, поджогов или иных действий, устрашающих население и создающих
опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба
либо наступления иных тяжких последствий)?»
«Имеются ли в тексте высказывания побудительного характера о
целесообразности, оправданности, необходимости совершения действий
насильственного характера (взрывов, поджогов или иных действий,
устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения
значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких
последствий) либо вступления в организованную группу для совершения таких
действий?»
«Имеются ли в спорном тексте (название представленных материалов)
признаки побуждения, в том числе, в форме призыва, к осуществлению
враждебных, связанных с насилием действий в целях воздействия на принятие
решений органами власти или международными организациями?»
«Имеется ли в тексте информация о совершении взрыва, поджога или
иных действий (указанных в статье 205 УК РФ, а также статьях 205.1, 205.2 УК
РФ), совершенных в целях дестабилизации деятельности органов власти или
международных организаций либо воздействия на принятие ими решений?
Если да, то имеется ли в тексте положительная оценка таких действий?»
«Содержится ли в тексте положительная оценка перечисления денежных
средств или оказания материальной помощи для осуществления деятельности
организации (наименование организации), включенной в федеральный список
организаций, в том числе иностранных и международных организаций,

9

признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации
террористическими?» [1, c. 182].
«Содержится ли в тексте положительная оценка деятельности лиц,
осуществляющих террористические акты, а также обоснование правомерности
их действий? Имеются ли в тексте высказывания побудительного характера о
целесообразности, необходимости, важности последовать их примеру?» (В
формулировке данного вопроса вместо выражения «террористические акты»
можно указать конкретные действия; также возможно указать конкретных лиц,
положительная оценка деятельности которых дается в высказывании).
Перечень вопросов можно продолжить, формулировки уточняются в
зависимости от обстоятельств конкретного дела, в рамках которых назначена
лингвистическая экспертиза, а также из содержания представленного на
исследование текста.
Экспертное исследование по вопросу о пропаганде терроризма в
контексте ст. 205.2 УК РФ включает в себя решение следующих экспертных
задач:

  1. Установление наличия в тексте тематики, связанной с идеологией и
    практикой терроризма (=отнесенность высказываний), т.е. семантики
    разрушительных или насильственных действий как потенциально возможного
    эффективного способа политической борьбы, а также реально совершенных
    террористических актов, осуществляемых с целью воздействия на власть [1, с.
    181].
  2. Установление наличия/отсутствия в тексте высказываний,
    содержащих положительную оценочную характеристику идеологии и практики
    терроризма, а также лиц, занимающихся террористической деятельностью,
    семантики необходимости их поддержки и подражания им.
  3. Установление содержания этих высказываний.
  4. Установление наличия/отсутствия в тексте высказываний,
    содержащих семантику одобрения деятельности, квалифицирующейся как

10

террористической; ожидания таких действий от конкретного лица/группы
лиц/сообщества.

  1. Установление содержания данных высказываний.
  2. Установление наличия/отсутствия в тексте высказываний со значением
    побуждения, в том числе в форме призыва.
  3. Установление содержания побуждения:
    1) идет ли речь об организации, планировании, подготовке,
    финансировании и реализации террористического акта («…деньги, я говорю, что
    я постараюсь там, даже если надо там меня одеть и обуть, на меня пояс
    шахида завязать и загнать там меня куда надо, я буду этим);
    2) идет ли речь о подстрекательстве к террористическому акту («какими
    путями будем давить, будем массово, будем еще…есть же воздействий куча
    всяких», «В нашей борьбе необходимо пользоваться всеми современными
    наработками и технологиями, сокрушать врагов, организовывать уличные
    беспорядки, митинги, несогласный будет выпотрошен», «Отдельные акты
    направленного террора могут применяться в контексте партизанской
    войны»);
    3) идет ли речь об организации незаконного вооруженного
    формирования, преступного сообщества (преступной организации),
    организованной группы для реализации террористического акта, а равно
    участие в такой структуре («Жизненно необходимо создавать Большую
    Активную Силу, и придавать ей непримиримый и суровый образ. Гражданин
    должен видеть реальное действие и испытывать желание участвовать в
    нем»);
    4) идет ли речь о вербовке («…я тебе говорю, не иди с ними, лучше с
    нами…»), вооружении, обучении и использовании террористов (Я тебе, по-
    моему, изначально … говорил, что пока не появится тот, кто должен, нужно
    готовиться, и мы занимаемся подготовкой»);
    5) идет ли речь об информационном или ином пособничестве в
    планировании, подготовке или реализации террористического акта;

11

6) идет ли речь о продвижении и одобрении идей терроризма,
распространении материалов или информации, призывающих к
осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности («Мы –
альтернатива! Мы экстремисты и террористы, яростные нацисты и суровые
коммунисты, бешеные футбольные хулиганы и укуренные подпольные
литераторы, мы высоко держим портреты Гитлера и Че, мы бьём чурок и
капиталистов и п…м ментов, которые их охраняют. Мы не хотим ходить в
ярких штанах и платить налоги, мы хотим расстреливать из гранатомётов
финансовые центры и чурбанские аулы. Наша философия – тотальное
неприятие идей разложения»);
7) на кого направлены эти действия (формулирование номинации
объекта воздействия).

  1. Установить коммуникативную цель высказываний.
    Выявление смысловой направленности высказываний, выявление
    скрытых приемов и способов пропаганды терроризма и террористической
    деятельности является центральным звеном в установлении противоправности
    совершаемого деяния.
    Исследование спорных материалов, предоставляемых для производства
    судебной лингвистической экспертизы, таким образом, направлено на
    выявление наличия лингвистических признаков одобрения, оправдания,
    продвижения идей терроризма, призыва, а затем – установление смыслового
    содержания; выявление лингвистических признаков побуждения (в том числе в
    форме призыва) к совершению террористических действий.
    При установлении содержания побуждения оно может быть
    квалифицировано <правоприменителем> как террор только при наличии
    строгих лексических соответствий, актуализированных контекстом <на
    которые в своем заключении указывает лингвист-эксперт>. Самостоятельная
    квалификация экспертом описываемых в тексте действий как террористических
    недопустима. [1, 176].

12

Лексически понятие «террор» может быть выражено описанием
враждебных, насильственных, разрушительных действий, имеющих целью
воздействие на принятие решения органами власти.
Террористическая тематика в содержании текста может быть
представлена следующими способами языкового выражения:
1) Прямые номинации со значением террористической деятельности –
слово «террор» и его производные (террор, терроризм, террористы, теракт),
а также номинации таких действий, соотносящихся с закрепленным в ФЗ от
06.03.2006 г. № 35-ФЗ понятием терроризма:
а) взрыв, поджог или иные действия, устрашающих население и
создающих опасность гибели человека, причинения значительного
имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;
б) организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация
террористического акта;
в) организация незаконного вооруженного формирования, преступного
сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации
террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;
2) номинации конкретных лиц, совершивших или организовавших
террористический акт (Сёко Асахара, Андрес Беринг Брейвик, Патрик Маги, Абу
Нидаль, Арби Бараев и др.);
3) наименования террористических организаций, основным видом
деятельности которых является террор, взявших на себя ответственность за
совершение конкретных террористических актов (ИГИЛ, РПК – сокращение от
названия Рабочая Партия Курдистана, группировка ХАМАС – исламистское
антисемитское движение, распространяющееся на территории Палестины,
Аль-Шабааб, Джабхат аль Нусра, Боко Харам, Аль Каида, Талибы, Лашкаре-
Тайба и др.);
4) в тексте может быть использовано большое количество лексем
милитарного характера (тренировки, бронированная машина, оружие, взрывы,

13

лагерь, стрельбы, воевать, бомба, поджог, разведка, противник, боремся –
бороться, предатели, враги, переворот, восстать, информационная война,
силы, стволы, бойцы, торпеда, резать, завалить, операция, линия фронта и
т.п.);
5) указание на объект воздействия – «власть», «государство»,
правительство», «Кремль», «чиновники», «власть имущие» («Кремль
ненавидит НБП, …все они ненавидят Кремль, Кремль боится НБП»)
Стоит отметить, что в тексте необязательно должны присутствовать все
указанные лексические маркеры. Зачастую часть из них не выражена
эксплицитно, но информация выводится из контекста либо представляет собой
пресуппозицию высказывания.
В ходе лингвистической экспертизы необходимо установить, о чем
именно идет речь в представленном на исследование тексте. В ходе решения
данной задачи лингвист-эксперт в зависимости от конкретного материала и
поставленных вопросов может установить, что речь идет об идеологии
терроризма либо его практике, т.е., конкретных действиях и событиях,
связанных с терроризмом (в тексте они могут не номинироваться как
террористические, однако юридически они квалифицируется именно так).
Установление коммуникативной цели высказываний осуществляется в
целостном контексте посредством комплексного анализа жанра, вида речевого
акта, коммуникативной ситуации, авторской модальности и др. показателей,
маркирующих коммуникативную цель [1, с. 190].
В формулировках выводов эксперту-лингвисту по возможности лучше
воздержаться от лексемы «терроризм» и ее дериватов, чтобы не выходить за
пределы экспертной компетенции.
Таким образом, проблема корреляции лингвистических и юридических
понятий и терминов остается актуальной. В данной работе мы попытались
рассмотреть данную проблему в ключе диспозиций статьей 205, 205.1. и 205.2
УК РФ. Считаем целесообразным выработку единых алгоритмов определения
четких соответствий лингвистических и законодательных формулировок,

14

создание специализированных словарей, глоссариев в целях оптимизации
экспертной деятельности по рассмотренной категории дел. Это значительно
упростит и унифицирует процесс формулирования вопросов, поможет избежать
процессуальных, гносеологических и деятельностных ошибок в ходе
лингвистического исследования, а также будет способствовать правильному
формулированию выводов эксперта, которые затем будут корректно
использованы правоприменителем.

Список литературы:

  1. Судебная экспертиза по делам о преступлениях экстремистской
    направленности: монография / О.Н. Матвеева, Н.В. Вязигина, М.М. Градусова,
    А.А. Королев, Я.Ю. Шашкова, Е.И. Шмидт / Под ред. канд. филол. наук О.Н.
    Матвеевой. – Барнул: Новый формат, 2016. – 351 с.
  2. Вандышева А.В., Темникова Л.Б. Специфика экспертных
    лингвистических исследований по делам о возбуждении ненависти и вражды //
    Филологические и социокультурные вопросы науки и образования Сборник
    материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 33-
    40.
  3. Воркачев С.Г. Базовые составляющие идеи патриотизма: Родина и
    народ // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация Материалы
    Международной научной конференции. 2017. С. 89-94.
  4. Супрун В.И. Ономастика в диалектном тексте: проблемы
    лингвогеографии, лингвокультурологии, этнолингвистики // Известия
    Смоленского государственного университета. 2017. № 2 (38). С. 100-105.
  5. Sergeev N. High[-priority Directions of Modernization of University
    Education in Innovational Society // The International Journal of Educational
    Management. 2017. Т. 31. № 1. С. 56-61.

15

  1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от
    28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о
    преступлениях экстремистской направленности».
  2. Федеральный закон от 31.12.2017 г. N 501-ФЗ «О внесении изменений
    в статьи 205 и 207 Уголовного Кодекса РФ и статью 151 УПК РФ».
  3. Федеральный закон от 29.12.2017 N 445-ФЗ «О внесении изменений в
    Уголовный кодекс Российской Федерации»
  4. Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии
    экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ.