Проблема лингвистической безопасности и экспертная оценка текста в целях выявления скрытых угроз и призывов экстремистского толка
На современном этапе развития и функционирования общества все большую актуальность приобретает проблема информационной безопасности. Озабоченность лингвистов и специалистов смежных областей научного знания вызывают так называемые «информационные войны», избирающие целью психику, сознание, подсознание, ценностные устновки отдельно взятой личности, социальных групп, сообществ и т.д.
В связи с этим возникает острая необходимость в обеспечении лингво-коммуникативной безопасности [1:72], что становится одной из важнейших государственных задач, выходящих далеко за рамки собственно филологии и языковой политики.
Для этого требуется проведение специальных исследований и мониторинг информационно-коммуникативного пространства: СМИ, особенно веб-медиа, сетевых сообществ, блогов и т.п. (и в первую очередь, на предмет антиэкстремистских и антитеррористических задач).
Соответственно, необходима выработка четкой методики собственно лингвистического и психолингвистического экспертирования информации с целью выявления возможных вербальных правонарушений.
Одним из методов предотвращения подобных угроз видится в проведении лингвистической и психолингвистической экспертизы устных (фонограмма, видеограмма) и письменных текстов (произведений речи) с целью выявления разного рода правонарушений и защиты от речевой агрессии. Особое внимание необходимо уделять анализу и экспертизе текстов, вызывающих подозрение по факту наличия экстремистской составляющей, склоняющих к принятию ислама, ведению террористической деятельности и участию в противоправных действиях экстремистского толка, содержащих радикальные призывы и лозунги в открытой и скрытой формах; наличия факторов, способных серьезно влиять на общественно-политическую и экономическую ситуацию в российских регионах; постановки в тексте общественно опасных целей; наличия планов, угрожающих безопасности страны и здоровью граждан; пропаганды «культа смерти», «готовности к самопожертвованию во имя интересов учения» и т.д., что может быть использовано для формирования ресурсной базы террористических и других экстремистских организаций; попытки вербовки в запрещенные экстремистские организации или склонение к участию в реализации ее целей; направленности текстов на возбуждение ненависти или вражды; расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства; наличия в тексте информации, направленной на подстрекательство к осуществлению массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Первым этапом в осуществлении поставленной цели может стать систематизация имеющихся и получение новых знаний о структуре, содержании, результатах, участниках и компонентах акта речевой коммуникации для обеспечения широкого применения специальных лингвистических знаний в практике предотвращения экстремистских угроз и защиты от речевой агрессии.
К конкретным задачам следует отнести в широком смысле изучение языковой личности и речевого поведения индивида, исследование формальной и содержательной сторон речи как результата вербальной коммуникации (включая толкование, интерпретацию, перевод, объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения, авторизации и т. д.).
Важной частью такого исследования является изучение и анализ специальных тактик (НЛП, суггестивные приемы и компоненты в текстах), применяемых для вербовки мирных граждан для участия в преступных террористических группировках, а также выявление механизмов обеспечения защиты от речевой агрессии.
В последнее время все чаще объектами суггестивного воздействия становятся лица славянского происхождения. Тактики нейро-лингвистического воздействия зачастую применяются при общении в кругу молодежи, в социальных сетях. Изучение, анализ и последующий суггестологический анализ текста переписки в социальных сетях, просмотр блогов с целью распознавания и нейтрализации манипулятивных приемов и тактик, оценка коммуникативного эффекта текста, разработка особых методик ведения эффективного диалога с суггестором (манипулятором) может помочь в предотвращении вербовки русских граждан в экстремистские организации, а также выявить скрытые угрозы.
Наиболее опасными представляются нам тексты экстремистского толка, содержащие имплицитные (скрытые, неявные) угрозы, суггестивные компоненты, направленные не только на изменение морально-психологических установок реципиента и способствующих формированию массового сознания в заданном векторе , но и вызывающие определенную, четко запрограммированную реакцию (совершение теракта) или призывающие присоединиться к той или иной экстремистской группировке. Посредством распространения подобных текстов осуществляется попытка подсознательного воздействия на психику реципиента и воздействия на механизмы мышления, формирование осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе. Сочетание отмеченных изменений лишает личность способности критического осмысления происходящих изменений, ведет к нарушению способности собственного независимого волеизлияния. Речевые произведения, содержащие или полностью или частично представляющие собой скрытый призыв к противоправным действиям, в т.ч., подстрекающие к экстремистской деятельности посредством суггестивного воздействия на психику, подсознание реципиента, используя методы речевого манипулирования сознанием и целенаправленно формирующие у суггестанта желание действовать или вызывающие чувство необходимости действий, должны тательно экспертироваться с целью выявления состава вербального преступления. В скрытом призыве нередко содержится развернутый алгоритм действий. Получив такой посыл, реципиент четко исполняет заданную программу, зачастую не осознавая свои действия.
Кроме того, отмечается налаженный процесс создания суггестивных аудиатекстов для воздействия на установки личности и общественных систем. Структура и специальная ритмика речи являются невербальными компонентами коммуникации, воздействующими на ритмы мозга, что обеспечивает подавление отрицательной индукции и повышение внушаемости.
Речевое произведение как психолингвистическое образование может быть объективным признаком состава преступления, источником криминалистически значимой информации, необходимой для раскрытия и расследования уголовных преступлений, административных правонарушений, или способствующей объективному разрешению гражданско-правовых споров. Не случайно принимаются новые законодательные акты, связанные с противодействием экстремизму, ограничениями СМИ (интернет также приравнивается к СМИ в ст.280 и 282 УК РФ) в распространении текстов противоправного содержания, усиливается внимание законодателя к правильному употреблению русского языка как государственного.
В США, к примеру, лингвистика и коммуникативистика рассматриваются как стратегические области научного знания, входящие в парадигму национальной безопасности.
Совместными усилиями военных и разведывательных структур была создана целая комплексная система TIA (Terrorism Information Awareness) по обработке гигантских массивов информации (телефонные разговоры, электронная почта, общение в социальных сетях, национальные и зарубежные СМИ, банковские счета, налоговые декларации, страховые полисы, резервирование авиабилетов, заказ номеров в отелях, водительские лицензии, штрафы за нарушения правил движения, заказы и покупки через Интернет и др.).
В настоящее время различными научными центрами ведется разработка специальных технологий автоматического анализа текстов, позволяющих, в частности, определять эмоциональное состояние автора материала в момент его написания и выявлять скрытые (подсознательные) послания в тексте. Такие программы позволяют смоделировать способ мышления адресанта (суггестора). В результате анализа из текста выделяются компоненты подсознательного, скрытого послания реципиенту (суггестанту). Некоторые программы могут выполнять фоносемантический анализ, что позволяет определить важные особенности личности автора и его эмоциональную оценку события (например, положительный по внешнему смыслу текст может иметь сильную психологическую негативную окраску); выявлять наличие внутреннего противоречия при подготовке текста, группировать материалы не только по смысловой теме, но и по уровню и направленности эмоционального воздействия на читателя.
Кроме того, автоматический анализ текста позволяет выполнять многомерную логическую свертку ранее автоматически выявленных и подготовленных тезисов и скрытых посланий.
Однако автоматизация процессов экспертирования текстов требует обязательного контроля лингвистов-экспертов.
Таким образом, для установления многообразных фактов, имеющих значение доказательств на этапе попыток предотвращения террористических актов и экстремистской деятельности на территории Юга России, принятию безотлагательных мер противодействия экстремизму, обеспечения лингвистической и в целом информационной безопасности общества, сегодня становится жизненно важным осуществление профессиональной, в том числе, автоматизированной, лингвистической и психолингвистической экспертизы речевых произведений разного типа.

Библиография
Данюшина Ю.В. Коммуникативная безопасность в государственном и деловом управлении // Язык. Словесность. Культура. – Т.3. Актуальные проблемы языкознания. — М., изд-во «АНАЛИТИКА РОДИС». — 2011.- №1. –– 162 с. (С. 71-86).
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Российская газета, 4 июля 2011 г. (http://www.rg.ru/2011/07/04/vs-dok.html).

References
Danyushina Yu.V. Kommunikativnaya bezopasnost v gosudarstvennom i delovom upravlenii // Yazyk. Slovesnost. Kultura (Language. Pholology. Culture). – T.3. Aktualnye problemy yazykoznaniya (Urgent Problems of Linguistics). — M., izd-vo «ANALITIKA RODIS». — 2011.- №1. –– 162 s. (S. 71-86).

  1. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 28 ijunja 2011 g. N 11 g. «O sudebnoj praktike po ugolovnym delam o prestuplenijah jekstremistskoj napravlennosti» // Rossijskaja gazeta, 4 ijulja 2011 g.