Одной из самых распространенных в правоприменительной практике по различным категориям дел антиэкстремистской направленности является практика проведения экспертиз и исследований по материалам, рассматриваемым в рамках ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Согласно комментариям к ст. 282 УК РФ (Разумов 2004), преступления, предусмотренные данной статей, являются нарушением ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возбуждение ненависти либо вражды, оба равно унижение человеческого достоинства, таким образом, является посягательством на права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Объективная сторона ст. 282 УК РФ состоит «в оказании активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению» [Разумов 2004].

Исходя из диспозиции статьи и комментариев к ней, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства включает в себя: 1) процесс действия – возбуждение, 2) планируемый результат действия – ненависть (как отношение), вражда (как действие и отношение), 3) предмет речи – группа лиц, объединенных по какому-либо признаку. Данные элементы вытекают из естественноязыкового значения используемых в законодательстве слов:

Возбуждение – к Возбудить. Возбудить – 1. что. Вызвать, пробудить какое-л. чувство или состояние. 4. кого-что против кого-чего. Настроить, восстановить. (Кузнецов, 2000. С. 142).

Ненависть – Чувство сильнейшей вражды, неприязни (Кузнецов, 2000. С. 628)

Вражда – Отношения и действия, проникнутые неприязнью, взаимной ненавистью. (Кузнецов, 2000. С. 156).

Унижение – 1. к Унижать. 2. То, что умаляет, оскорбляет достоинство кого-л. (унижать — см. Унизить – Задеть, оскорбить чьё-л. самолюбие, достоинство, поставить в унизительное положение кого-л. (Кузнецов, 2000. С. 1389).

Таким образом, экспертная квалификация по ст. 282 УК РФ включает в себя решение следующих задач:

  1. Установление значения текста или его фрагментов /высказываний. Выявление определенного рода информации (прежде всего, негативной).
  2. Установление отнесенности данной информации к группе лиц, объединенных по национальному, религиозному, расовому или иному признаку.
  3. Целевое назначение текста. Выявление лингвистических признаков возбуждения ненависти и вражды и/или унижения человеческого достоинства, наличия/отсутствия информации в форме утверждения о неполноценности, враждебности одной группы лиц, побуждения к враждебным действиям в отношении данной группы лиц; наличия/отсутствия информации в форме утверждения о превосходстве одной группы лиц над другими.
  4. Установление условий функционирования спорного текста, причины появления определенных последствий, результатов.

В соответствии с указанными задачами на разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

  1. Имеются ли в представленных материалах высказывания о превосходстве одной группы лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному или иному признаку, и/или неполноценности другой?
  2. Имеются ли в представленных материалах высказывания, в которых негативно оценивается человек или группа лиц по признаку расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе?
  3. Имеются ли в представленных материалах высказывания, содержащие положительную оценку враждебных действий одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признаку расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе?
  4. Имеется ли в представленных материалах обоснование необходимости осуществления враждебных (связанных или не связанных с насилием) действий в отношении групп лиц, объединенных по национальному, религиозному, расовому или иному признаку?
  5. Содержатся ли в представленных материалах высказывания, имеющие признаки побуждения к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признаку расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе?
  6. Какова коммуникативная направленность исследуемого материала?

Отнесенность к группе лиц, объединенных по какому-либо признаку, устанавливается в тексте на основании выявления следующих показателей:

  1. Прямых, директивных номинаций группы лиц:

а) относящиеся к ‘недискриминационному’ языку (кавказцы, представители малой народности, русские, калмыки)

б) относящиеся к ‘дискриминационному’ языку (москали, хачи, чурки, узкоглазые, айзерботы, нацмены)

2) указания на место проживания (горцы / с гор спустились; гости с Азии и т.д.);

3) указания на род занятий («Равшаны и Джамшуты») и другие узнаваемые признаки («Таки пгошел, постагался» — имитация речевых особенностей евреев);

4) лингвистическое описание характерных черт внешности или иных характеристик (бородатый брюнет с кавказской внешностью; человек с азиатскими чертами лица; с пейсами и в ортодоксальной еврейской шляпе; звезды Давида (указание на евреев); со звездой и полумесяцем (о мусульманах);

Проблематичным вопросом остается установление отнесенности к какой-либо социальной группе. Сложность вызвана отсутствием четкого определения в законодательстве понятия «социальная группа», и как следствие, квалификация той или иной группы как социальной, затруднена. Корректной экспертной формулировкой при данных условиях является описательное номинирование (чиновники, представители власти, сотрудники правоохранительных органов, алкоголики, неофашисты и т.д.).

Речевые действия, соотносимые с возбуждением вражды и унижением человеческого достоинства, наиболее объективно поддаются лингвистической квалификации с помощью анализа применяемых адресатом речевых стратегий и тактик: дискредитации (распространение негативной информации оценочного и фактологического характера в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах масс-медиа); оскорбления (выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности, унижающая честь и достоинство этой личности); обвинения (указание на враждебные действия со стороны группы); издевка (высмеивание реальных или выдуманных характеристик, ценностей, установок группы).

В речевом действии, имеющем побудительный характер (направлено на возбуждение ненависти либо вражды) заключается планируемый результат – изменение отношения к указанному предмету речи (группе лиц, объединенных по какому-либо признаку либо ее представителям) в худшую сторону.

Для реализации вышеуказанной стратегии используется ряд тактик:

— оценочное противопоставление групп лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному или иному признаку. Наиболее очевидный способ создания противопоставления – это приписывание отрицательных характеристик одним сообществам и положительных другим (Парень или девушка идёт в НБП (другую радикальную партию) потому, что не хочет быть тупым студаком или просто работягой, как другие сверстники. В Партию <…> приходит прежде всего парень с мозгами.. В данном примере негативный эмоциональный фон текста материалов достигается посредством использования негативных характеристик и контрастной оценке, противопоставлении «своих» и «чужих»).

— создание «образа врага» (например, «неверные» у радикальных исламистов);

— тенденциозное использование негативной информации (зачастую используются разного рода повторы: анафорические, эпифорические, продхваты и т.д.).

Схематично данную стратегию можно представить следующим образом:

Приписывание отрицательной (положительной) оценки, группе людей, сформированной по этническому признаку → Противопоставление данной группы другим группам по указанной оценке → Описание действия, которое надо выполнить по отношению к отрицательно оцениваемой группе.

Возбуждение ненависти и вражды, несмотря на распространенную экспертную практику, является одним из самых сложных по квалификации составов для эксперта-лингвиста. Это связано, с одной стороны, с заложенной в законодательстве психологической составляющей (изменение отношения адресата к описываемой группе лиц), с другой, со сложностью определения границы допустимых и недопустимых речевых действий, выражения собственного негативного отношения и направленности на формирование негативного отношения у адресата [Матвеева, 2016, с. 144].

Таким образом, для выявления лингвистических признаков возбуждения ненависти и вражды, а равно унижения человеческого достоинства, требуется не только выявление используемых речевых показателей, но и их тщательный анализ в целостном контексте.

Литература

  1. Большой толковый словарь русского языка // Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт., 2000. – 1536 с.
  2. Вандышева А.В. Лингво-коммуникативная безопасность подростков как важнейший аспект кибербезопасности личности / Филологические и социокультурные вопросы науки и образования // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-29.
  3. Вандышева А.В. К проблеме лингвистической безопасности личности // Научный аспект. 2015. Т. 1. № 1. С. 93-96.
  4. Разумов, С.А. Комментарий к УК РФ [Текст] / С.А.РазумовГ,Н, Борзенков, В.П. Верин / Отв. Ред. В.М. Лебедев. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 436 с.
  5. Судебная экспертиза по делам о преступлениях экстремистской направленности: монография / О.Н. Матвеева, Н.В. Вязигина, М.М. Градусова, А.А. Королев, Я.Ю. Шашкова, Е.И. Шмидт / Под ред. канд. филол. наук О.Н. Матвеевой. – Барнул: Новый формат, 2016. – 351 с.
  6. Темникова, Л.Б. О многообразии медиа жанров в современной Российской и зарубежной журналистике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 999-1008.
  7. Уголовный Кодекс Российской Федерации.