Угроза – в праве словесно, письменно или другим способом выраженное намерение нанести физический, материальный или иной вред какому-либо лицу или общественным интересам; один из видов психического насилия над человеком. В уголовном праве У. представляет способ подстрекательства, доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ), вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), незаконного получения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ) и совершения других преступлений. У. применением насилия является также квалифицирующим признаком рядов составов преступлений. У. убийством или причинением тяжкого вреда здоровью представляет собой самостоятельный состав преступления (ст. 119 УК РФ).
Угроза является одной из форм психического давления наряду с клеветой и оскорблением. Смысл слова «угроза» заключается в возможной опасности или неприятности для человека.
Часто угрозы сопровождаются невербальными (несловесными) формами: демонстрацией оружия или жестов, мимикой, попыткой применения физической силы, самой обстановкой совершения действия.
Нормативно-правовая база
Статья 110 УК РФ «Доведение до самоубийства»;
Статья 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»;
Статья 150 (п.3) «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных деяний»;
Статья 163 УК РФ «Вымогательство» и др.
Примерный перечень вопросов, представляемых на разрешение лингвисту-эксперту:
Присутствуют ли лингвистические признаки угрозы в исследуемом материале? Если да, то какими средствами они выражены?
В каких высказываниях исследуемого материала присутствует явная и/или скрытая угроза?
Относится ли фраза «…» или выражение «…», содержащее угрозу, к конкретному лицу?
Адресована ли фраза «…» конкретному лицу?
В каких фразах, выражениях, фрагментах текста содержится угроза?
Присутствуют ли в исследуемом материале любые формы словесного принуждения или оказания давления?
Каким образом можно определить роли субъектов коммуникации в исследуемом материале? Находится ли кто-то из них в подчиненном или довлеющем положении? Кто является субъектом, предъявляющим те или иные требования?
Есть ли в исследуемом материале требования имущественного или насильственного характера под угрозой применения насилия или уничтожения (повреждения) чужого имущества?
Каковы цели каждого из участников анализируемого разговора?