Согласно части 1 статьи 6.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях, пропаганда или реклама наркотических средств в какой-либо форме запрещена. За нарушение закона предусмотрен штраф либо приостановление предпринимательской деятельности.
Под пропагандой наркотиков понимается деятельность, «направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях», кроме того, пропаганда предполагает целенаправленное убеждение адресата в необходимости принятия определённых взглядов, обоснование или аргументацию их правильности, целесообразности.
При производстве по делу о пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ в большинстве случаев возникает необходимость в осуществлении экспертизы или привлечении специалистов. Привлечение специалиста и назначение экспертизы являются формами использования специальных познаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Помощь специалиста может понадобиться для решения вопроса о том, является ли распространяемая информация рекламной, имеются ли в ней признаки пропаганды, являются ли предметом пропаганды и незаконной рекламы наркотические средства и психотропные вещества. Несмотря на значимость роли специалиста, основной процессуальной формой использования специальных познаний в производстве по делам об административных правонарушениях является лингвистическая экспертиза. Заключение эксперта-лингвиста по данной категории дел является одним из важных источников доказательств, особым способом доказывания. Необходимость и важность заключения эксперта как доказательства по делу об административном правонарушении по ст. 6.13 КоАП РФ обусловлена, во-первых, сложностью вопроса, являются ли те или иные действия пропагандой либо рекламой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, и, во-вторых, потребностью в использовании для ответа на данный вопрос специальных познаний в науке. Специфика административного правонарушения по ст. 6.13 КоАП РФ состоит в том, что в большинстве случаев оно совершается «посредством вербального поведения, путем использования продуктов речевой деятельности, то есть звучащих текстов, распространяемых по звуковому каналу и фиксируемых на материальном носителе, либо обычных письменных текстов».
Объектами лингвистической экспертизы являются материальные объекты, содержащие устные или письменные тексты, представленные на том или ином материальном носителе. В случае если объектом исследования является публикация в электронных средствах массовой информации, на экспертизу необходимо представлять фонограмму (аудиовидеозапись) выступления в электронных СМИ. Следует заметить, что эксперт, проводящий лингвистическую экспертизу, не может давать правовую оценку той или иной информации, например, делать вывод о том, что реклама является незаконной. Большое значение в повышении доказательственного значения заключения эксперта играют правильно и корректно поставленные перед экспертом вопросы. В самих формулировках вопросов должна просматриваться юридическая задача и определяться цель назначенного исследования. При этом экспертная задача должна иметь системный характер, т. е. вопросы должны быть последовательными и взаимосвязанными.
Нормативно-правовая база
Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.13 КоАП РФ)
Примерный перечень вопросов, представляемых на разрешение лингвисту-эксперту:
Имеются ли в представленном тексте/фрагменте текста словаи выражения, обозначающие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры?
Содержатся ли в представленном тексте/фрагменте текста лингвистические признаки призывов к легализации наркотических средств, психотропных веществ, употреблению, предпочтению одного наркотического средства другому?
Является ли данный текст рекламным?
Каково смысловое содержание и направленность представленного на исследование материала?
Имеют ли представленные на экспертизу материалы лингвистические признаки пропаганды наркотических средств?
Имеются ли в представленных на экспертизу материалах, слова и выражения, символика, содержащие пропаганду наркотических средств либо отдельных препаратов, каких-либо преимуществ их использования? Если имеются, то каких наркотических средств, препаратов?
Имеются ли в представленных на экспертизу материалах слова и выражения, изображения, содержащие информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств либо отдельных препаратов? Если имеются, то каких наркотических средств, препаратов?
Содержится ли в тексте положительная оценка употребления наркотических средств, психотропных веществ?
Содержится ли в тексте побуждение к приобретению, изготовлению, употреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров?
Содержит ли текст лингвистические признаки формирования положительного отношения к наркотическим средствам, психотропным веществам и их употреблению в общественном сознании?
На какую возрастную аудиторию рассчитана информация.представленная в исследуемых материалах?