Лингвистическая экспертиза по делам о клевете – это исследование речевых объектов на предмет выявления фактов, которые можно квалифицировать как «клевета». Данный вид исследования становится все более актуальным, поскольку в августе 2012 года произошли изменения в Уголовном кодексе РФ, а именно: была возвращена статья за распространение клеветы.

«Клевета — распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».При этом информация должна иметь характер факта и не должна носить оценочный характер. Распространение клеветы считается свершившимся, если факты известны хотя бы одному человеку. Отягчающие обстоятельства при распространении клеветнических сведений определяются средством обнародования: один из видов СМИ (в т.ч. электронные) или публичное выступление.

В отличие от оскорбления определение клеветы предъявляет требования только к содержательной стороне распространенного текста (а не к его форме), а также его коммуникативной функции (т.е. направленности на сообщение сведений либо выражение мнения).

При этом важно понимать, что не каждое произнесенное или написанное в чей-то адрес слово является правонарушением, влекущим гражданскую или уголовную правовую ответственность согласно законам Российской Федерации. Например, если текстовые или устные высказывания в чей-либо адрес автор сопровождает оборотами и конструкциями «мне кажется», «вероятно», «может быть», то таким образом он выражает свое личное мнение, которое утверждением не является. Согласно закону «О средствах массовой информации», каждый имеет право открыто выражать свое мнение.

Для производства лингвистической экспертизы по делам о клевете специалисту необходимо представить:

  • аудио- и видеозаписи разговоров и выступлений;
  • газетные, журнальные и Интернет-публикации;
  • книги, брошюры, плакаты, листовки и другую печатную продукцию;
  • материалы дела, которые имеют прямое отношение к предмету исследования (в случае если экспертиза проводится в рамках арбитражного или уголовного процесса).

Основные признаки клеветы имеют следующий характер:

  1. Распространяемые сведения должны быть ложными, то есть намеренно искажающими действительность, создающими неверные представления о человеке.
  2. Автор распространяемых сведений заведомо знает, что сведения не соответствуют действительности.
  3. Сведения порочат честь и достоинство человека.
  4. Информация получила распространение.

Нормативно-правовая база

Конституция РФ, статьи 21 и 23.

Ст. 128.1 УК РФ «Клевета».

Ст. 298.1 УК РФ«Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя».

Ст. 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Пределы компетенции лингвиста-эксперта по данной категории дел

В рамках данной категории дел предметом исследования является речевое поведение автора спорного речевого произведения. В компетенцию лингвиста входит установление следующих фактов:

1)      содержания конкретного спорного высказывания либо конкретной спорной единицы высказывания (текста);

2)      наличия / отсутствия негативной информации о конкретном лице / субъекте делового оборота;

3)      отношения (относится или нет?) негативной информации к конкретному лицу;

4)      способ выражения информации оценочное суждение (мнение, убеждение) / утверждение о фактах (событиях).

Таким образом, лингвист квалифицирует речевое поведение автора речевого произведения в следующих аспектах:

а) Автор речевого произведения передает негативную информацию о конкретном лице, негативная информация выражена в форме утверждения о фактах (утверждается наличие ситуаций, имевших / имеющих место в реальности, негативно характеризующих конкретное лицо).

б) Автор речевого произведения передает негативную информацию о конкретном лице, негативная информация выражена в форме оценочного суждения (производится негативная оценка ситуаций, с которыми была связана (или связана в данный момент) конкретная личность или оценка самой личности и «ее поступков» на шкалах хорошо / плохо, достоверно / вероятно и т.п.

В пределы компетенции лингвиста не входит:

1) Юридическая квалификация речевого поведения.

Лингвист не может установить:

— порочат ли спорные сведения честь конкретного лица;

— умаляют ли спорные сведения достоинство конкретного лица;

— наносят ли (способны ли нанести) спорные сведения вред деловой репутации субъекта делового оборота;

2) Юридическая и морально-этическая квалификация выраженной в тексте информации.

Лингвист не может установить:

— содержится ли в тексте информация о нарушении конкретным лицом или субъектом делового оборота действующего законодательства (данный вопрос входит в сферу компетенции юриста);

—  содержится ли в тексте информация о нарушении конкретным лицом или субъектом делового оборота морально-этических норм и принципов (сфера компетенции специалиста в области этики).

3) Гносеологические характеристики спорных высказываний.

Лингвист не может установить:

— проверяемо или нет конкретное спорное высказывание на предмет его соответствия действительности.

 

Примерный перечень вопросов, представляемых на разрешение лингвисту-эксперту

  1. Содержит ли текст информацию о лице?
  2. Можно ли по имеющимся в тексте номинациям установить, что речь идет о конкретном лице?
  3. Содержится ли в представленном на исследование тексте (статье) негативная информация о лице? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
  4. В какой форме – утверждение о фактах или оценочное суждение, мнение (предположение либо субъективная оценка) – выражена эта информация?
  5. Является ли высказывание … (ФИО), содержащее негативную информацию о лице, публичным выступлением или формой межличностного общения?
  6. Какова авторская интенция в тексте?
  7. Содержится ли в тексте (статье) негативная информация о деловой репутации юридического лица (общественной организации/фирмы/ учреждения «…»)?
  8. Какие стилистические и языковые средства использованы в анализируемом материале для создания негативного образа?