Автороведческая экспертиза

Установление автора анонимного текста осуществляется специальными методами криминалистического исследования письменного документа. Этот вид исследования носит название криминалистического автороведения, обычно проводимого в форме судебно-автороведческой экспертизы.

Сформировавшись на основе судебного почерковедения, автороведческая экспертиза вышла за пределы исследования рукописных текстов, дополнив их текстовым материалом, выполненным с помощью машинописи и всех иных способов множительной техники и полиграфии.

Необходимость в этом виде экспертизы возникает в том случае, если есть сомнение в авторстве текста (произведения). В рамках автороведческого исследования эксперту необходимо установить либо опровергнуть авторство лица (в таком случае исследование носит идентификационный характер) или получить сведения о нем (такое исследование называют диагностическим). Подобные сомнения возникают в следующих случаях:

— Плагиат (литературное воровство);

— Автор анонимен или псевдоанонимен;

— Произведение создано как стилизация, подражание, взяты большие массивы текста.

Автороведческое исследование – криминалистическая идентификация автора текста.

В ходе проведения автороведческой экспертизы необходимо учитывать следующие аспекты:

-условия и закономерности речевого поведения человека, определяющих индивидуальность  письменной речи;

— динамической устойчивости и вариативность письменной речи;

— методах исследования авторства.

Автороведческая экспертиза решает следующие задачи:

  • идентификационные;
  • диагностические.

В круг идентификационных задач входит:

— установление конкретного автора одного или нескольких документов;

— исключение предполагаемого автора документов;

— установление факта создания документа одним или несколькими авторами;

— выяснение того,  является ли исполнитель документа его автором.

Диагностические задачи:

1) установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от:

— образовательного уровня;

— профессии;

— социально-демографических особенностей;

— наличия навыков определенного стиля письменной речи и так далее;

2) установление факта намеренного искажения письменной речи и так далее.

Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются тексты различных документов.

Текст как продукт деятельности определенного лица представляет собой сложное структурное образование, элементы которого находятся в определенных закономерных отношениях связи.

Обязательные требования к тексту как объекту автороведческой экспертизы:

— минимальный объем —   500 слов

— наличие образцов письменной речи проверяемых лиц (свободные, экспериментальные и условно свободные)

Свободные образцы — это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с расследуемым событием и до его возникновения.

Они должны соответствовать исследуемому тексту по следующим параметрам:

— языку изложения,

— времени выполнения текста,

— стилю письменной речи,

— адресату и характеру речевого общения с ним,

— по состоянию автора.

Требование о соответствии образцов исследуемому тексту по языку изложения означает, что образцы письменной речи должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ. Важность этого требования определяется тем, что синтаксические, лексико-фразеологические, стилистические элементы и структуры в разных языках существенно различаются.

Необходимость соблюдения требования о выполнении образцов и исследуемого документа в один и тот же период времени связана с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По мере становления и развития личности, крезультате воздействия множества факторов субъективного и объективного характера (обучение, приобретенная профессия, социальная, национальная и профессиональная среда и т.п.) письменная речь человека претерпевает существенные изменения: повышается общий уровень грамотности, увеличивается лексический состав, усложняются стилистические особенности и синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате возрастных, биологических и психофизических изменений в организме нередко происходят также изменения письменной речи к сторону упрощения и нарушения смысловой и языковой структур изложения.

Важным моментом является необходимость разнообразия тематики образцов.

Условно-свободные образцы– тексты, выполненные уже в период расследования, содержащиеся в материалах дела (объяснения, собственноручно выполненные показания и т. п.).

Они являются дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы  и самостоятельно использоваться не должны.

Экспериментальные образцы — это тексты, полученные от проверяемых лиц в присутствии следователя или судьи специально для проведения автороведческой экспертизы.

К экспериментальным образцам предъявляются те же требования, что и к свободным.

Виды экспериментальных образцов:

  • Тексты на свободную тему, но по заданной форме;
  • тексты с соответствующей объекту исследования тематикой, адресатом, формой, характером речевого общения;
  • образцы, не соответствующие характеристикам исследуемого текста.

Примерный перечень вопросов, представляемых на разрешение лингвисту-эксперту

В спорных ситуациях, требующих установления авторства текста:

Является ли автором представленных на исследование текстов (произведений) одно и то же лицо?

Является ли автором текста (произведения) лицо (ФИО), образцы письменной речи (произведений) которого представлены на исследование?

Последний вопрос очень часто возникает в документах о явке с повинной или чистосердечном признании, в случае сомнений в самостоятельности их написания. Вопросы, касающиеся психоэмоционального состояния пишущего, решаются, как правило, совместно со специалистом-психологом.

В спорных ситуациях, требующих установления отдельных характеристик автора текста (возраст, гендерная принадлежность, профессия, образование, уровень владения языком и др.):

Каков пол и примерный возраст автора?

Какова профессия или род занятий автора документа?

Является ли русский язык родным для автора текста?

Написан ли данный текст лицом, обладающим навыками научного (публицистического, официально-делового) стиля речи?

В спорных ситуациях, требующих установления обстоятельств выполнения письменного текста:

Составлен ли текст с намеренным искажением письменной речи?

Являются ли автор и исполнитель рукописного текста одним и тем же лицом?

В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время составления последнего: в обычном или необычном физиологическом состоянии (состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.д.)?

При установлении обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом):

Является ли произведение «…» самобытным и оригинальным или переработанным вариантом другого произведения?

Имеются ли дословные текстовые совпадения в произведениях «…» и «…»?

Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений «…» и «…»?

Оригинален ли словесный компонент, словосочетание, элемент произведения (название, имя персонажа и т.д.)?

Имеются ли в текстах «…» и «…» совпадающие индивидуально-авторские речевые особенности?

Написан ли текст «…» или его отдельные фрагменты одним и тем же лицом?

В спорных ситуациях, связанных с объектами авторского права:

Является ли спорный объект, представленный на исследование, авторским произведением?

Обладает ли произведение признаками оригинальности, новизны и творческого характера?

Является ли произведение составным? Оригинально ли произведение по подбору материала и его расположению?